Здравствуйте, друзья! Казалось бы, умеешь говорить, вот и общайся. Спросите любого из ваших знакомых, а умеет ли он общаться, и ваш вопрос вызовет недоумение. А вот спросите по-другому: «Соблюдаешь ли ты правила общения? Какое мнение о себе оставляешь после общения?» И человек уже задумается. Болтать то мы умеем, а как этим умением пользуемся фактически?
Межличностное общение видоизменяется со временем. Раньше люди общались только при тесном контакте. Потом появились телефоны. Сейчас же варианты общения самые разнообразные – голосовые, видео звонки, сообщения, чаты и простой разговор без технических средств связи. Но правила общения нарушаются повсеместно, при любой форме диалога. Поэтому предлагаю изучить эту тему и задать самому себе вопрос: «А умею ли я общаться правильно? Какое мнение оставляю о себе после вербального контакта?»
Общительность не является залогом вашей успешности, а коммуникабельность не гарантия благополучия и благосостояния. Как же совместить эти понятия и использовать нашу коммуникабельность во благо себе и своей семье. А болтливость и «перетягивание одеяла на себя» только вредят межличностному общению.
Для чего мы общаемся
- С помощью общения решаются различные проблемы и задачи.
- Общение – источник знаний и чужого опыта.
- Передача своей точки зрения и получение чужого мнения.
- Возможность передать и получить новости.
- Возможность поделится эмоциями и энергетикой.
- Вариант личностного роста, лидерства и известности.
Так как же общаться, чтобы контакты были приятными, полезными и взаимовыгодными.
Правила делового и дружеского общения
- Не просят, не лезь. Очень часто межличностное общение, особенно в пределах семьи, переходит в попытку навязывания своего мнения, высказывания упреков, ненужных советов, контроля и диктата.
- Спаму нет места в общении! Спам сейчас присутствует везде. Предложения и советы, о которых вы не просите – это спам по отношению к вам. Навязывание своих предложений и советов – это спам, который вы применяете к другим. Прежде чем что-то предлагать, разберитесь, а нужно ли это вашему собеседнику.
- Называйте собеседника по имени. Если разговариваете с незнакомым человеком и подразумевается беседа, то уместно спросить, как к нему обращаться. Привычные с детства звуковые волны имени сразу располагают к себе собеседника. Обезличенное общение становится заведомо неэффективным.
- При разговоре по телефону спросите, может ли говорить ваш собеседник. Это касается и делового общения и общения с близкими людьми. Нам кажется, что всегда уместно позвонить и начать беседу на интересующую нас тему, но человеку не всегда это удобно и к месту. Не стоит обижаться, если вас остановили. Спросите, когда лучше перезвонить.
- У нас два уха и только один язык. Общение подразумевает беседу, а не монолог. Нет ничего хуже, когда тебя используют, как безмолвного слушателя. Ваш оппонент тарахтит без умолку, стараясь вывалить на вас все новости, проблемы и свои эмоции. С таким «собеседником» не захочется общаться вновь.
- А вы сами так не поступаете? Отслеживайте сами себя, не переходит ли ваша передача информации в непрерывный рассказ. Интересно ли это собеседнику. Это сразу заметно по заинтересованности, вопросам, позам. Только самовлюбленный человек не заметит, что его информация не интересна и не нужна.
- Не перебивайте собеседника на полуслове. Дослушайте фразу или мысль до конца. Особенно некрасиво перебить и начать говорить на другую тему. Но здесь есть нюанс! Если это общение с психологическим вампиром, то именно так и стоит поступить в некоторых случаях.
- Каждый человек – личность. Если он вам интересен, то покажите это вопросами о нем самом. Вопросы о личной жизни будут не всегда тактичны, особенно с малознакомым собеседником. Прежде чем «залезать под кожу» спросите, будут ли уместны такие вопросы.
- Улыбка – беспроигрышный момент в общении. Улыбка сразу располагает к себе, создает позитив и доверие. Даже в беседе по телефону без видео, улыбка чувствуется и передается на расстоянии, не говоря про близкое общение.
- При личном контакте соблюдайте дистанцию. Это правило общения нельзя нарушать и вторгаться в личное пространство человека. Не смотрите долго в глаза собеседнику, это воспринимается как давление. Пренебрегая этими правилами можно закрыть доступ к общению навсегда.
- Следите за «языком тела» собеседника. Невербальное общение – жесты, мимика, изменение мизансцены не менее наглядно, чем слова. Если ваш собеседник скрещивает руки или ноги, выставляет между вами сумку, книгу или чашку, уходит в сторону, делая что-то другое, то это говорит о нежелании контактировать.
- При коммуникации с людьми противоположного пола используйте психологические правила общения с мужчинами или с женщинами, чтобы избежать бестактности и непонимания.
- Искренне хвалите собеседника за интересную мысль, важный вопрос. Искренность – важное условие при беседе. Не стоит делать комплименты, потому что так надо, это сразу видно и не способствует теплому общению.
- Быть хорошим собеседником – это интересоваться человеком. Говорите на темы, которые ему интересны и важны. Задавайте уточняющие вопросы, проявляйте эмоции. Если в беседе оба человека соблюдают это правило общения, то это гарантия долгосрочных и теплых отношений.
- Воспринимайте людей как индивидуальную личность. Они не обязаны соглашаться с вами и принимать вашу точку зрения и предложения. Не факт, что ваша точка зрения – истина в последней инстанции. Выслушайте своего оппонента, и если он излагает противоположное мнение, то уместно спросить, на чем основывается его уверенность.
- Если вы не можете прийти к общему мнению или компромиссному решению, то спор или ссора ничего не решат. Лучше прервать такое общение или перевести беседу в «безопасное русло».
Полезные навыки и тренинги при общении
- Старайтесь сразу запомнить имя собеседника. Если проблема в запоминании, то записывайте. Это лучше, чем просить повторить имя или назвать человека неверно.
- Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорит собеседник. Нет ничего хуже, чем продумывать свои фразы и мысли во время диалога, не следить за словами собеседника и сказать что-то невпопад.
- Отслеживайте жесты и другие невербальные формы общения при беседе.
- Контролируйте своё невербальное общение – жесты, взгляды, дистанцию.
- Учитесь общаться с незнакомыми людьми. К примеру, спросите у продавца, а пробовал ли он этот продукт и чем он ему нравится.
- Общаясь с незнакомым человеком, находите то, чем он вам нравится. Ваши мысли материальны и человек это почувствует.
- Деловую беседу стоит продумать и прописать план беседы заранее. Особенно, если вы не проводите такие встречи регулярно.
Уважайте себя, но относитесь к себе критично. Всегда полезно проанализировать, почему общение не получилось. Совершенствоваться и учится правильно общаться никогда не поздно.
Для того, чтобы эта тема была вам полезна, вспомните и проведите анализ нескольких последних бесед. Кто нарушал правила общения? Вы или ваш собеседник? Как вы сами оцените эти беседы? Что исправите в следующий раз? Приятного вам делового и личного общения! Ирина.
Комментариев нет :
Отправить комментарий